+7 (495) 722 08 81
Очистка декоративной штукатуркиПечать
06.08.2009 09:59

Удаление краски с декорированных поверхностей архитектурных сооружений – очень тонкий и противоречивый вопрос. Во-первых, снимая краску, мы уничтожаем исторические свидетельства, материализованные в слоях краски. Во-вторых, чистящими средствами и используемыми при отмывке инструментами часто повреждается скрытый под краской материал. А там, где речь идет  о декоративной лепнине, независимо от того, насколько аккуратно ведутся работы, при снятии реставратором размягченной краски при помощи инструментов неизбежно повреждается поверхностный слой лепнины. Иногда, с точки зрения общей сохранности архитектурного памятника, лучше оставить все, как есть. Ущерб, который можно нанести, вмешавшись в базовые нижние слои декоративной штукатурки, и особенно причинив механические повреждения, значительно перевешивает эффект от любого косметического ремонта или отделки. С другой стороны, лишние наслоения краски скрывают мелкие декоративные детали, превращая сложный изящный орнамент в скучный и прозаичный, не представляющий интереса ни для кого, кроме самых образованных зрителей. Смывка краски может оживить и раскрыть техническую виртуозность художественного решения и вновь пробудить интерес публики и специалистов к декоративным интерьерам, которые ныне совсем забыты или, что еще хуже, приходят в упадок и разрушаются в результате полного невнимания к ним. Принимая решение о выполнении реставрационных работ, подразумевающих вмешательство в подлинник, следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Покрытия, нанесенные на внешние стены зданий и другие поверхности, постоянно подвергающиеся воздействию влажной среды, могут сыграть роль барьера, затрудняющего  испарение влаги. В результате, во всех трещинах или выбоинах, образовавшихся в красочном слое, а также по краям окрашенной зоны скапливается конденсат, становясь причиной высокой концентрации соли на этих участках. Соли серной кислоты, например, могут вымываться из более поздних слоев цементной штукатурки и из замешенного в штукатурке гипса, кристаллизуясь на стыке лепнины с краской.

Отсырение штукатурки, из которой выполнена лепнина, также может привести к ржавлению и разбуханию железной арматуры и, возможно, к грибковому заражению органических материалов. В таких случаях удаление краски может оказаться необходимо для ограничения зоны распространения коррозии и уменьшения объема потери подлинных лепных украшений. Перед тем, как решиться на такой необратимый шаг, очень важно разработать методику сбора и сохранения детальной информации о первоначальном виде и структуре объекта. Для этого используются фотосъемка и микроскопный анализ краски. Следует также обязательно оставить на подходящем участке лепнины небольшой сектор красочного слоя полной толщины в качестве эталона и справочного образца. По такому кусочку краски в будущем можно будет выполнять исследования и сравнительный анализ.

На тех участках, где солевая коррозия очень сильна, стоит до снятия краски провести анализ соли. Известен случай, когда смыв краски с лепнины начала XVII века привел после высыхания деталей к внезапной кристаллизации соли, которая содержалась в растворе. Результатом этого стала быстрая эрозия поверхности штукатурки и необратимое разрушение декоративной лепнины. В таких случаях, быть может, единственное средство снизить угрожающе высокую концентрацию соли без физического удаления штукатурки – это наложение целлюлозного компресса.

Если предпринимается удаление краски, на органических покрытиях, таких как масляные краски или современные материалы, эффективно и безопасно использовать метиленхлорид (например, Nitromors Green Label), который химически не разрушает инертную известь и гипс. Входящие в состав подобных чистящих средств полупрозрачная жидкость и воск-загуститель не пачкают детали и руки реставратора, позволяя ему отчетливо видеть обрабатываемый объект и работать аккуратно. Важно то, что если эта работа выполняется с надлежащей тщательностью и квалифицированными специалистами, то впоследствии частички шлама можно удалять просто при помощи мягкой щетинной кисти.

Следует избегать использования щелочных паст, в особенности на пористых старинных  материалах. Они могут сильно испортить лепнину. Опасно не только то, что штукатурка абсорбирует потенциально вредные растворимые соли, кроме этого, из-за плотности и непрозрачности пасты, которая скрывает узор орнамента от реставратора, возрастает риск физического повреждения лепнины инструментами. Сложность контроля за химическим воздействием таких реагентов на штукатурку и необходимость смывать водой остатки пасты служат уже достаточными аргументами против применения таких средств при реставрации поверхностей, имеющих историко-культурное значение.

010101

 

 

Мелкая деталь георгианского карниза, скрытая краской

 

В состав некоторых видов шпаклевки, таких, например, как клеевые казеиновые краски, входит очень мало органических вяжущих, либо они отсутствуют совсем. Поэтому их очень сложно удалить без повреждения поверхности. В таких случаях эффективно удалять краску можно только водой и мелкими инструментами. Безопасность других технологий, например удаления краски при помощи нагрева и пара, для очистки хрупких старинных материалов пока не подтверждена. Кроме того, никогда нельзя забывать о том, что как бы вам ни хотелось смыть краску, в некоторых случаях это не имеет смысла и практически невыполнимо.

Среди других распространенных проблем, связанных с удалением краски, актуально устранение последствий ранее некачественно выполненных реставрационных работ и вмешательств в подлинник, с которыми часто приходится иметь дело. Примерами могут служить плохие литые копии элементов, утраченных в результате каких-либо катаклизмов в прошлом (например, в результате попадания бомбы во время войны), на восстановление которых часто были выделены копеечные средства.

К произведениям, которые могут быть уничтожены в результате применения некоторых методов удаления краски, совершенно безопасных в других ситуациях, относятся также композиции из папье-маше или другие ломкие и богатые органическими составляющими накладные декоративные элементы, особенно выполненные в XIX веке. Поэтому перед тем, как готовить план работ, не говоря уже о начале самих работ, очень важно сначала точно установить, с каким материалом придется иметь дело в процессе этой работы.

Предварительные тестирование и испытание всех предложенных технологий крайне важны, поскольку только так можно гарантировать допустимость использования каких-либо химических реактивов и получить нужные навыки, а также определить будущее качество реставрационных работ и воздействие этих работ на лепнину, скрепляющий подслой и шпаклевку. Длительность работ также может стать одним из решающих факторов, который не следует сбрасывать со счетов.

ДЕКОРИРОВАНИЕ

Декоративные шпаклевки (краски) выполняют две существенные функции. Одна – чисто эстетическая – создание цвета, текстуры и других визуальных эффектов, таких как матовость и прозрачность. Другая функция связана с эксплуатационными характеристиками и физическими свойствами покрытия. Значимыми факторами в этом аспекте являются проницаемость, совместимость с другими материалами, срок службы, пластичность, восстанавливаемость, защитные свойства, масса, плотность, поверхностное натяжение, скорость высыхания, параметры старения, сложность технологии подготовки шпаклевки и количество слоев, которое следует наносить. Кроме этого, имеют значения инструментарий, который используется для нанесения шпаклевки, и ее стоимость.

При реставрации и консервации произведений архитектуры и искусства, имеющих историческую ценность, применяется правило: реставрировать и ремонтировать «подобное подобным». Это означает, что в реставрационных работах используются материалы и технологии, как можно ближе совпадающие с оригинальными. Тем не менее, когда речь идет о штукатурке, обновление оригинальной отделки может быть желательным, но по многим причинам непрактичным. В некоторых случаях выбор внешнего покрытия продиктован обстоятельствами; в других – сложно выбрать нужный вариант. В любом случае, определяющим фактором должно быть сохранение несущего каркаса.

Например, смывающуюся водой клеевую краску (меловую краску с клеем в качестве связующего) можно кистью наносить на только что очищенный (размытый) потолок с особенно рельефной и хрупкой лепниной для аутентичного оживления оригинального цвета и текстуры при помощи использования растворимых в воде материалов, которые можно при необходимости смыть. Преимуществом в этом случае является возможность легко очистить поверхность лепнины, если ее детали снова забьются краской. Такой подход представляет собой заманчиво честное и идеологически правильное, с точки зрения принципов консервации, решение.

Тем не менее, растворимые водой красители, которые неизбежно аккумулируются в штукатурке из-за постоянного проникновения влаги, иногда невозможно нанести без применения герметичной водоизолирующей прослойки на основе растворителя. При этом применение водонепроницаемых красок в целом нежелательно, особенно там, где в будущем невозможно исключить риск проникновения влаги. Более того, использование кисти увеличивает риск механического повреждения деликатных и хрупких орнаментов. Для того чтобы получить удовлетворительный внешний вид декора, может потребоваться не менее трех слоев клеевой краски. А что насчет последующего ухода за такой поверхностью и перекраски? Такие растворимые в воде смываемые покрытия, как клеевая краска, на определенной стадии обязательно потребуют перед подновлением механического удаления при помощи щеток. Эти два обстоятельства подвергают хрупкие лепные украшения опасности разрушения в будущем, что может привести к их потере. Кроме того, они накладывают на владельца здания дополнительные обязательства и ответственность, которые он может и не захотеть нести. Это приводит к последующим закраскам  хорошо выполненной с художественной и научной точки зрения работы совершенно неподходящими для этого, но нетребовательными в работе красками, которые снова провоцируют коррозию.

Во многих случаях более эффективной может оказаться аэрография при помощи турбинных пневматических распылителей низкого давления (HVLP). Распыление краски исключает ненужный физический контакт с поверхностью. На участках сложных и замысловатых лепных орнаментов легче контролировать толщину слоя шпаклевки. Интервалы между обновлением росписи можно увеличить, правильно подобрав краску с нужными свойствами.

010204До начала работ

010102



После удаления краски под ней не всегда обнаруживаются те детали, которые ожидалось увидеть. Некачественная реставрация в прошлом может  скрыть красоту оригинальной лепнины.

 

 

 

020406

 

 

Патентованные средства удаления краски могут испортить изящную лепнину, став причиной кристаллизации соли, а густота и непрозрачность некоторых паст скрывает от реставратора мелкие элементы шпаклевки, снижая степень его контроля за процессом и повышая вероятность повреждения деталей лепнины при удалении краски

 

Спецификации многих шпаклевочных материалов неоправданно делают акцент на том, что эти материалы, якобы, «дышат». Разработчики ошибочно полагают, что это свойство делает краски пригодными для использования при консервации архитектурных сооружений, и стараются подчеркнуть свой ответственный подход к таким работам. На самом деле, воздухопроницаемость отделочных материалов нужна только при условии, что они наносятся прямо на полностью зачищенные поверхности, которые подвергаются длительному воздействию влажных испарений, и совершенно нерелевантна, если отделочный материал накладывается поверх слоев других, являющихся герметичными, материалов.

Часто подчеркивается также «обратимость», то есть смываемость, краски. Обычно под этим свойством подразумевается ее растворимость в воде. Однако это свойство может оказаться даже вредным, если новая краска тесно соприкасается с оригинальной старинной краской, которую вода может с легкостью повредить или размазать. Этого недостатка можно избежать, используя нетрадиционные краски, разбавляемые синтетическими растворителями. Хотелось бы посоветовать, чтобы в спецификациях отделочных материалов адекватно отражались именно те свойства, которые действительно важны при реставрации исторических памятников. Толщина масляных красок может быть в пять раз меньше толщины современных эмульсионных красок. В усадьбе Castletown House, расположенной неподалеку от Дублина, микроскопный анализ краски показал, что два слоя современного эмульсионного покрытия составляли более 70% общей толщины всех предыдущих слоев масляной краски, нанесенных со времен постройки дома в 1722 году. В целом можно сказать, что основной удельный вес в плотном красочном слое, покрывающем сегодня лепные украшения старинных памятников архитектуры, повсеместно занимает краска, нанесенная при ремонтах в XIX–XX вв.

Известковая побелка, представляющая собой простой раствор известкового теста в воде, окрашенный добавками щелочестойких пигментов, более всего подходит для подновления известковой штукатурки, как снаружи, так и внутри зданий. Ее следует наносить скупо, как размывку, поскольку плотный краскообразный слой побелки может отслаиваться и трескаться. Клеевая краска на водной основе, которая хорошо пропускает испарения, подходит только для окраски внутренних стен.

Хотя возможно наиболее популярны сейчас отделочные материалы, которые были разработаны в XIX веке, и их просто удалять, это не всегда может стать удачным решением при выполнении работ по консервации памятника архитектуры. В частности, применение масляной краски и казеиновой темперы часто нежелательно из-за их плотности и из-за сложности их удаления в будущем. С другой стороны, добавки, используемые в этих красках, уменьшают пылеобразование и повышают стойкость краски и срок ее службы, делая такие краски исключительно эффективными для использования именно на чистых консервируемых поверхностях.

Несмотря на их плотность, можно порекомендовать использовать «стягивающие» эмульсионные краски, особенно при заделке точечных участков гладкой лепнины и ровных поверхностей, где точность не является насущной задачей. Эти материалы обладают очень высокой проницаемостью для испарений и были специально разработаны для покрытия новой штукатурки.  Важно не только то, что они относительно дешевы и широко доступны, главное – они щелочестойкие. Это свойство делает их исключительно эффективными там, где выполнение реставрационных работ с применением известковой штукатурки делает невозможным использование масляных красок как минимум в течение 12 месяцев – время, которое необходимо для достаточной карбонизации извести и возвращения ph-фактора поверхности к нейтральному уровню, который не позволит произойти реакции (сапонификации). Виниловые эмульсии не обладают высокими показателями проницаемости для испарений, которые характерны для стягивающих эмульсий. Для современных водоэмульсионных продуктов характеристика проницаемости для испарений всегда обратно пропорциональна их глянцевости и устойчивости к погодным условиям.

Как уже говорилось выше, применение масляных красок может ограничиваться временными рамками, которые диктуют технологические условия. Например, требование наносить масляную краску на любую свежеизготовленную поверхность, в состав которой входи известь, не ранее, чем спустя полных 12 месяцев со дня окончания работ. Это также относится и к современным щелочестойким грунтовкам, производители которых не рекомендуют использовать их, не выждав аналогичного промежутка времени. Другим альтернативным решением является использование швейцарского отделочного материала Classidur Super Classic, представляющего собой нетрадиционное средство на основе растворителя, совокупность свойств которого позволяет заменять им темперу для покраски внутренней декоративной штукатурки. Основной характеристикой этого состава является отсутствие поверхностного натяжения в сочетании с высокой проницаемостью для испарений. Вещество покрывает поверхность матовым слоем, по  интенсивности цвета не уступающим темпере. Для окраски требуется нанести минимальное количество слоев. Его можно наносить на сажу, никотиновые отложения и поверх большинства других водных и масляных красок без грунтовки или изоляции. Высокая степень непрозрачности Classidur Super Classic позволяет добиться значительного изменения цвета уже на втором слое краски. При его использовании требуется минимум подготовительных действий, а отсутствие поверхностного натяжения делает особенно удачным его нанесение на сильно загрязненную подложку и поверх хрупкой старой шпаклевки. Особенно тщательно следует обрабатывать постоянно отсыревающие участки поверхности, поскольку органические отделочные материалы, такие как известковая побелка, могут не справиться с распространением плесени. Особенно это важно, когда наблюдается повышенная сырость в больших помещениях, например, в церквях.

Еще одним примером отделочных материалов зарубежного происхождения являются силикатные краски, такие как минеральная краска Keim. Такие краски впервые появились в Германии в конце XIX века и традиционно применялись в этой стране для реставрационных работ. И хотя в Великобритании ими пользовались редко, свойства состава хорошо изучены, в частности особенности его применения для наружных работ. Силикатные краски не обладают риверсивными свойствами, поэтому использовать их следует с особой осторожностью только в тех ситуациях, когда их уникальные свойства насущно необходимы для сохранения базового слоя. Их ни в коем случае нельзя применять просто в качестве не требующего ухода заменителя известковой штукатурки.

Основополагающие принципы консервации зданий

Восстановление любых старинных зданий или артефактов, имеющих художественное значение, всегда сопряжено с решением множества противоречащих друг-другу задач. В конечном счете, сохранение культурно-исторического наследия несет просветительскую и образовательную функцию, дарит человечеству возможность знать и ценить свое прошлое, получая наслаждение от встречи с удивительными памятниками искусства и архитектуры. Неизбежно, уже сам факт попытки консервации подлинника является вмешательством в него и может существенно повлиять на его сохранность в будущем. Поэтому следует категорически избегать любых переделок, кроме насущно необходимых.

Сведения, изложенные в настоящей статье, особенно полезны, если предстоит удалять краску с лепнины. В тех случаях, когда основным критерием выбора покрытия становится упрощение работы, это может усугубить разрушение оригинального произведения. Обычно, если основной целью реставрации архитектурного сооружения является улучшение его эстетического восприятия, забывают тщательно взвесить все «за» и «против». Разрушений избежать невозможно, однако если подходить к делу с умом, результат может быть поразительным. Можно добиться эффекта драматического оживления деталей лепнины, усилив тем самым ее эстетическое воздействие на зрителя, что привлечет к ней внимание общественности и само по себе сможет послужить гарантией ее сохранения и вложения средств в ее реставрацию. Консервация памятников не должна регламентироваться жесткими правилами. Каждый отдельный случай должен быть тщательно изучен, и в результате предприняты именно наиболее адекватные меры, которые смогут стать компромиссным решением противоречащих друг другу задач консервации.

 

( 54 Голосов ) 
Обсудить статью на форуме

О проекте / Редакция / Реклама на портале / Карта сайта / Партнеры

© 2017 Decko.ru – декоративная штукатурка стен своими руками, технология и техника нанесения. Отделка стен. Как правильно наносить покрытия и декорировать интерьер в своем доме (фото). Декор своими руками. Мастер-классы, обучение, курсы. Все права защищены.