+7 (495) 722 08 81
Пигменты: от от палеолита до наших днейПечать
31.08.2009 17:44

В самом общем виде термин «краска» можно определить следующим образом: краска – это измельченный пигмент, растворенный в какой-либо жидкости. Когда жидкость высыхает и образует пленку, измельченный пигмент прилипает к окрашиваемой поверхности. Самым ранним образцом изобразительного и, одновременно, декоративно-прикладного искусства считается пещерная, или наскальная, живопись. Древние люди украшали стены пещер, в которых жили, крася их краской из грязи или древесного угля, смешанного с животным жиром. В наскальных рисунках пигменты (обычно сажа или охра) приставали к стене частично благодаря тому, что забивались в поры стены, а частично из-за того, что связующая среда (слюна или жир), высыхая, приклеивала пигмент к стене.

В результате археологических раскопок, которые ведутся в мире уже не одно столетие, учеными было найдено огромное количество древних могил, тела людей в которых были покрыты или засыпаны красным пигментом. Красный цвет, который ассоциировался с кровью – самой жизненно важной жидкостью в теле человека – символизировал смысл жизни и смерть как конец жизни. Слово «гематит» (так называется красный железняк, из которого добывают большинство железоокисных пигментов) происходит от греческого слова haema, в переводе означающего «кровь».

Доисторическая эпоха

Доисторические люди, по всей видимости, обнаружили, что в отличие от красителей животного и растительного происхождения, краски, получаемые из железной руды, найденной в земле, не тускнеют со временем под воздействием природных явлений. Ученые считают, что миграция доисторических племен обуславливалась именно поисками месторождений железной руды, из которой можно было получить красный пигмент. На всех территориях, где были найдены стоянки древнего человека, от Техаса до Южной Африки, следы человека всегда ведут к «разработанным» (то есть раскопанным) древним человеком месторождениям гематита. На этом основании историки сделали вывод, что основным стимулом развития первобытного «горного дела» стала потребность древних в красном пигменте.

Совместными усилиями историкам искусств и реставраторам с помощью научно-исследовательских методов химического анализа и этнографического (кросс-культурного) сопоставления удалось гипотетически воссоздать художественные материалы и техники пещерных людей. Предполагается, что все краски, которыми пользовались художники эпохи палеолита, были изготовлены на основе минеральных оксидов (оксида железа либо оксида марганца) или угля. В их скромную палитру входило три базовых цвета: красный, черный и желтый. Красные, желтые и коричневые оттенки в диапазоне от красновато-коричневого до бледно-желтого получали из лимонита, бурого железняка, и гематита, красного железняка (охра и сиена). Красно-фиолетовые и розовато-лиловые краски, скорее всего, добывали из природной окиси железа, которая естественным путем медленно превращалась в краситель фиолетового цвета. Черную краску получали из марганцевой руды и из древесного угля.

На основании артефактов, найденных во время раскопок в пещере Ласко во Франции, была выдвинута гипотеза о том, что пещерные люди в поисках железоокисных пигментов путешествовали на расстояния до 25 миль в округе своих жилищ. Куски железной руды выкапывались прямо из земли, по всей видимости, с примесью глины. Такая консистенция способствовала формированию цветных мелков и, кроме того, материал можно было чем-нибудь разбавить и превратить в жидкую пасту, напоминавшую краску. Считается, что куски руды растирали в мелкую пудру на камнях с естественными углублениями. Такие камни со следами красителей были обнаружены в пещерах. Еще археологи находили в пещерах лопаточные и другие кости крупных животных, испачканные краской. Предполагается, что их тоже использовали в качестве ступок. Пигменты превращали в пасту при помощи различных связующих, в частности, при помощи воды, сока растений, мочи, животного жира, костного мозга, крови и яичного белка.

Историки думают, что древние люди умели наносить краску на поверхности кистью, а также могли ее растирать, накладывать точечными движениями пальцев и распылять. Большие участки стен красились подушечками пальцев или при помощи тампонов из мха или лишайника. Изогнутые или прямые линии рисовали веточками, а вокруг них краску размывали перьями. Кисти из конского волоса использовали для нанесения краски и для отрисовки контуров. Техника распыления через полую кость позволяла равномерно покрывать поверхность тонким слоем краски. Получалось почти то же самое, как при использовании современного аэрографа.

Железоокисные пигменты составляли основу красочной палитры всех художников древности, от Египта до Индии и Китая. Минойцы, которым приписывают изобретение фресок, смешивали пигменты с водой и наносили их на сырой известковый грунт. Эта техника, получившая позднее название «буон фреска», или истинная фреска, позволяла использовать только те пигменты, сцепление которых с известью сохраняется надолго. С минойской цивилизации и до наших дней железоокисные пигменты, не вступающие в реакцию со щелочью, остаются основным инструментом фресковой живописи.

Средневековье и Возрождение

В средневековье и в эпоху Возрождения минеральные пигменты (включая и железоокисные) продолжали интенсивно использоваться. В средние века итальянские художники при изображении человеческого тела в качестве среднего тона и для создания эффекта тени применяли известную с античных времен каску terra verte (земляная зеленая). Сегодня более популярно второе название этой краски – «Verona Green». Название появилось благодаря тому, что в Италии в окрестностях Вероны было найдено крупное месторождение пигмента, составляющего основу краски (к концу 30-х годов XX века это месторождение было полностью истощено). Небольшие количества пигмента добывались еще на Кипре. Сегодня очень редко можно найти пигмент terra verte, хотя виридин, или оксид хрома, дает сходную палитру цветов.

Подобно пещерным людям палеолита, художники позднего средневековья и Ренессанса пользовались мелками природного происхождения на основе минеральных пигментов. Их выкапывали прямо из земли, придавали им ножом форму палочек, и после этого они уже были готовы к употреблению. С начала XVI века до начала XX века большой популярностью у художников пользовался красный мел – натуральная сангина, передающая богатые теплые оттенки красно-коричневой гаммы. Сангину любили Микеланджело, Рембрандт, Антуан Ватто.

Новое время

К XVIII веку красные железоокисные пигменты научились синтезировать в лабораторных условиях. Красный неорганический пигмент получил название «марс красный». Оказалось, что синтетические аналоги обладают всеми свойствами натуральных пигментов, включая долговечность и стойкость. К середине XIX века было налажено серийное производство синтетических красных железоокисных пигментов, а в начале двадцатых годов прошлого века появились синтетические желтые железоокисные пигменты («марс желтый»). В шестидесятые годы технологический процесс изготовления желтых пигментов был существенно изменен. Сегодня технология производства красных и желтых синтетических неорганических пигментов продолжает постоянно совершенствоваться. Появление синтетических коричневых железоокисных пигментов стало результатом исследований в области модернизации производства красных и желтых пигментов.

Сегодня синтетические неорганические пигменты широко используются для производства краски, штукатурки, пластмасс и в других отраслях промышленности. Часто производители смешивают природные (дешевые) и синтетические (высококачественные) железоокисные пигменты, получая продукцию с оптимальными качественно-стоимостными показателями.

( 2 Голосов ) 
Обсудить статью на форуме

О проекте / Редакция / Реклама на портале / Карта сайта / Партнеры

© 2017 Decko.ru – декоративная штукатурка стен своими руками, технология и техника нанесения. Отделка стен. Как правильно наносить покрытия и декорировать интерьер в своем доме (фото). Декор своими руками. Мастер-классы, обучение, курсы. Все права защищены.