+7 (495) 722 08 81
Ликбез по краскам и штукатуркам: происхождение, виды, составПечать
06.08.2009 08:53

1. Пигменты

Первыми пигментами, которые использовались для изготовления красок, были природные пигменты. Природные пигменты бывают органическими и неорганическими.

Органическими называются пигменты, образованные из соединений углерода. Органические пигменты, могут быть как животного, так и растительного происхождения. Многие существуют как красители — растворимые вещества; для использования в качестве пигментов они должны быть нерастворимыми.


 

Неорганический пигмент[1] (минеральный пигмент) – окрашенное дисперсное неорганическое вещество, нерастворимое в дисперсионных средах и способное образовывать с пленкообразующим защитное, декоративное или декоративно-защитное покрытие.

Природный неорганический пигмент (земляной пигмент) – неорганический пигмент, полученный путем измельчения, обогащения, термической обработки горных пород и минералов.


 

Цвет природного неорганического пигмента зависит от места и типа залегания горных пород и минералов.

Таблица 1. Основные природные пигменты, используемые в настоящее время при реставрационных работах

Сажа

Получают варкой виноградной древесины

Марганцевый черный краситель

Состоит из диоксида магния

Охра и желтая глина

Состоят из глины и кремния. Среди них известны: сиенская земля (диоксид марганца с оксидом железа), жженая умбра (вареная умбра)

Кассельская земля

Вид битуминозной земли

Красная земля

Красная земля Verona, Pozzuoli и Nuremberg с оттенками от оранжево-красного до фиолетово-красного в зависимости от степени окисления окиси железа в минерале.

Зеленая земля

Гидросиликат железа с солями магния и калием, получаемыми из морской глины. Наиболее ценным пигментом является зеленая земля Brentonico.

Синяя земля

Известны низкой стойкостью к щелочности глины. По этой причине синяя земля используется для фресок только с клеевыми красками. В наши дни хорошо известны работы Джотто, использовавшего эти пигменты

В старину природные пигменты перед использованием измельчали и размешивали в воде. Воду несколько раз меняли, чтобы удалить как можно больше примесей. Затем пигменты смешивали с молоком и использовали их для создания фресок или смешивали с клеевыми или известковыми красками. Ярких цветов добивались за счет использования органических пигментов, полученных из листьев, цветов, фруктов, насекомых и моллюсков.

Позднее наибольшее применение получили оксиды, которые имели сходные с природными пигментами оттенки, но получали их из металлов: оксид железа давал желтый и красный цвета, оксид хрома – зеленый и т.д.

Сегодня вместе с оксидами широко используются металлические пигменты, представляющие собой порошок или сплав металлов (например, зеленый и синий из меди), или синтетические неорганические пигменты, получаемые в результате химических реакций (красные и желтые). В отличие от природных, синтетические пигменты, дают очень яркие оттенки.

 

2. Краски

Краски – однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах. Изготавливаются на основе олиф (масляные краски), лаков (эмалевые краски), водных растворов некоторых органических полимеров (клеевые краски) и жидкого стекла (силикатные краски), водных дисперсий полимеров (эмульсионные краски). Краски при высыхании образуют непрозрачные покрытия, защищающие поверхность от воздействия агрессивных агентов и придающие ей красивый внешний вид. Широко используются в народном хозяйстве, быту, а также в живописи [см. Энциклопедический словарь].

2.1. Клеевые краски

Клеевые краски – это краски, полученные за счет смешивания воды и клея. В более общем смысле это краски, в которых наполнители и пигменты удерживаются вместе с помощью клея или связующего вещества, чтобы создать однородное соединение.

Название «темпера», или «клеевая краска», происходит от итальянского глагола «stemperare» (смешивать), т.е. готовить пасту из порошка, смешивая его с жидкостью. Первоначально так могли называть еще и смеси красок c маслами. Впоследствии название «темпера» закрепилось для идентификации пигментов, удерживаемых вместе с помощью животных и растительных клеев, яиц, молока и т.п. С годами состав клеевых красок изменился настолько, что в итоге их иногда путают с красками для фресок или масляными красками.

Клеевые краски наносятся на сухую основу.

Вывод: клеевая краска – это краска, содержащая пигменты, связанные различными клеящими веществами. В двух словах, клеевая краска – прототип современных синтетических латексов в широком ассортименте от нынешних клеевых красок до «дышащих» латексов, от водоотталкивающих средств до смываемых красок, от кварцевых красок до силоксанов.

Таблица 2. Эволюция состава старинных клеевых красок

Номер в порядке появления краски

Пигменты

Наполнители

Связующие вещества

1

Природные

Мраморная пыль, мел

Яичный желток, яичный белок, костный клей, клей из шкуры кролика, рыбий клей, молоко, молочный коагулят, мучной клей, рисовый клей

2

Природные

Мраморная пыль, мел

Казеин, смешанный с известковым молоком, вареным и сырым льняным маслом

3

Природные, оксиды железа

Смесь молотого мела с водой (Meudon white)

Эфиры целлюлозы

4

Оксиды железа, органические красители, диоксид титана

Смесь молотого мела с водой (Meudon white), мел

Эфиры целлюлозы, поливиниловые смолы

5

Оксиды железа, органические пигменты, Диоксид титана

Мел

Эфиры целлюлозы, акриловые смолы, этиленовые смолы, винилверсататные смолы, стиролакриловые смолы

2.2. Известковые краски

В отличие от клеевых красок, которые использовались в древности главным образом для художественной отделки, известковые краски чаще всего применялись для окраски больших поверхностей и фасадов.

Известковые краски широко применялись на протяжении веков, но во второй половине XIX века утратили популярность, и только в последние 10 лет снова завоевали признание, причем свойства этих красок были отчасти изменены и адаптированы к современным требованиям.

Сырьем для изготовления известковых красок служат виды гашеной извести «grassello» и «fiore». Оба продукта, представляющие собой воздушную известь (при контакте с воздухом они медленно затвердевают), получают из одного и того же материала (известняка, подвергаемого термическому разложению) с помощью размола, либо в сухом виде, либо во влажном состоянии с последующей сушкой.

Пигменты, наполнители, минеральные связующие вещества

Органические связующие вещества

Гашеная известь «grassello» или «fiore», смесь молотого мела с водой (Meudon white), природные пигменты

Костный клей, рыбий клей, мездровый клей, рисовый клей, картофельный клей, молочный казеин, яичный желток, яичный белок, «молоко» фикуса, ореховое масло, сырое и вареное льняное масло.

Гашеная известь «grassello» или «fiore», мел, природные пигменты, оксиды железа, диоксид титана

Метилцеллюлоза, акриловые смолы, льняное масло, хвойное масло

2.3. Краски для фресковой живописи

Фрески рисуют по известковой штукатурке. Исторически существовало две техники фресковой живописи: роспись по влажной штукатурке и роспись по сырой штукатурке. Обычно при этом используются природные пигменты, смешанные с молоком.

Влажная штукатурка глубже впитывает краску. В результате краска сращивается с верхним слоем штукатурки.

2.4. Краска Encausto

Название Encausto происходит из древнегреческого языка и в переводе означает «сжигать». Краски Encausto, использовали и в Древнем Египте и в античных Греции и Риме. Получать их могли множеством разных, часто сильно отличавшихся друг от друга способов. Современный спектральный анализ дает часто совершенно несхожие результаты. Одним из немногих компонентов, который всегда входил в состав Encausto, был пчелиный воск.

Восковые краски могли наносить двумя способами: «холодным» и «горячим». Холодный способ подразумевает смешение краски с растворителем (скипидаром) и нанесение на холодную стену. «Горячее» нанесение отличается тем, что теплый тонированный воск наносится на нагретую стену сразу после того, как пигмент и воск смешали с помощью нагрева. Название Encausto употреблялось для обозначения второго способа, то есть смешивания пигментов и воска за счет нагрева. Если говорить коротко, Encausto – это клеевая краска, в которой в качестве основного связующего вещества используется нагретый воск.

В наши дни многие неправильно употребляют название Encausto, когда речь заходит о глянцевой отделке штукатурки, как известковой, так и синтетической.

 

3. Штукатурки

Штукату́рка (от итал. stuccatura) – слой строительного раствора (смеси вяжущего вещества и мелкого наполнителя) на поверхности конструктивных элементов зданий (сооружений). (см. Российский энциклопедический словарь).

В качестве связующего для приготовления штукатурных растворов сегодня используют:

– глину;

– гашеную известь;

– гипс;

– гипсовые производные;

– цемент;

– жидкое стекло;

– магнезию и ее производные;

– поливинилацетат (ПВА).

С давних пор штукатурки используются как для декоративного оформления, так и для защиты зданий.

3.1. Известковые штукатурки

Известковой штукатуркой называется сухая известково-песчаная смесь. Первые древние штукатурки можно идентифицировать по смесям грязи и глины, часто с добавлением веществами растительного происхождения, таких как листва, солома или навоз.

Состав штукатурок остается практически неизменным с античной Греции. Изменения коснулись только количества слоев отделки.

Исходным продуктом для получения извести служит известняк. Полученная после обжига комовая или молотая (измельченная) известь – «кипелка» – подвергается гашению или гидратации. На практике термином «гидратация» обозначают получение сухого гидрата оксида кальция, используя реакцию сухого гашения, т.е. обработку минимальным количеством воды. Термином «гашение» обозначают обработку извести большим количеством воды, в результате чего образуется влажный гидрат окиси кальция.

Во времена древних греков и римлян штукатурку наносили в 4 – 7 различных слоев. В наше время она обычно наносится в 3 слоя: 2 базовых + верхний отделочный слой.

Первый слой, наносимый на кирпичи, состоит из смеси цемента, гидравлической извести и крупнозернистого песка (приблизительно 2 – 8 мм).

Второй слой состоит из песка среднего размера (0,6 – 2 мм), смешанного с гидравлической известью и гашеной известью.

На отделочном слое использовались мелкозернистые штукатурки.

Таблица 3.Известковые штукатурки

Пигменты, наполнители, минеральные связующие вещества

Органические связующие вещества

Гашеная известь «grassello» или «fiore», смесь молотого мела с водой (Meudon white), природные пигменты, гашеная известь «grassello» или «fiore», неорганические пигменты, природные пигменты

Рыбий клей, клей из шкуры кролика, казеин, ярый воск, мыло, яйца, оливковое масло, льняное масло, масло, метилцеллюлоза, акриловая смола

Таблица 4. Эволюция состава известковых штукатурок

1.

Ринзаффо (Rinzaffo)

Поццолан, известь и крупнозернистый песок

2.

Arriccio

Поссолан, известь и среднезернистый песок

3.

Velo

Известь и мелкозернистый песок

4.

Velo

Известь и мелкозернистый песок

7.

Штукатурка (мелкозернистая)

Известь и мраморная мука

3.1.1. Мелкозернистые известковые штукатурки

Как правило, мелкозернистые известковые штукатурки – это отделочные штукатурки, состоящие, в основном, из извести «grassello» или «fiore», смешанной с мраморной мукой (мелом) и органическими веществами.

В зависимости от размера зерна наполнителя (мраморной муки) эти штукатурки создают различный эффект:

Таблица 4. Виды мелкозернистых известковых штукатурок

известковая штукатурка Grassello

глянцевая отделка

известковая штукатурка Marmorino

матированная отделка

известковая штукатурка Travertine

Матовая отделка с царапинами различной глубины

3.1.2. Мелкозернистые гипсовые штукатурки/мастики

Гипсовые мастики (или синтетические материалы) изготавливали из воды, гипса и клеевых растворов. Они применялись только для внутренней отделки с целью выравнивания отделки или барельефов и имели такую же прочность и плотность, как и известковые штукатурки, но затвердевали быстрее и совершенно не были едкими. С другой стороны, эти мастики имели очень небольшой интервал времени пригодности к обработке, поскольку гипс, будучи гидравлическим материалом, отвердевает за несколько десятков минут. Со временем в результате создания поливиниловых смол, гипс для декоративной отделки был заменен мелом, который обладает такой же пригодностью к обработке, как и известь.

Таблица 6. Эволюция состава гипсовых мастик

Наполнители и пигменты

Связующие вещества

Гипс, природные пигменты

Рыбный клей, клей из шкуры кролика, мучной клей

Гипс, гашеная известь, природные пигменты

Рыбный клей, клей из шкуры кролика, казеин

Гипс, мел, неорганические и органические пигменты

Метил целлюлоза

Мел, неорганические и органические пигменты

Метилцеллюлоза, акриловая смола

3.2. Цементные штукатурки

Если рассматривать гранулометрический состав, то цементные штукатурки очень схожи с известковыми штукатурками. Однако в отличие от известковых штукатурок они обладают значительно меньшей водопроницаемостью и становятся очень твердыми даже при высокой влажности.

Цементные штукатурки пригодны для конструкций, на которые оказывают непосредственное влияние погодные условия, при этом к таким конструкциям предъявляются высокие требования в отношении долговечности поверхности.

Цементные штукатурки совершенно не применимы для поддержки режимов, для которых предназначены известковые штукатурки.

3.3. Синтетические штукатурки

Синтетические штукатурки имеют такой же гранулометрический состав инертных компонентов, как известковые или цементные штукатурки. Однако в качестве связующего вещества в них используется смола, а не минерал. Это обеспечивает более продолжительный срок их службы, чем у известковых или цементных штукатурок. С другой стороны, такая грунтовка ограничивает воздухопроницаемость.



[1] Определения даны по ГОСТ 19487-74. Пигменты и наполнители неорганические. Термины и определения

( 9 Голосов ) 
Обсудить статью на форуме

О проекте / Редакция / Реклама на портале / Карта сайта / Партнеры

© 2017 Decko.ru – декоративная штукатурка стен своими руками, технология и техника нанесения. Отделка стен. Как правильно наносить покрытия и декорировать интерьер в своем доме (фото). Декор своими руками. Мастер-классы, обучение, курсы. Все права защищены.