+7 (495) 722 08 81
История и техники фресковой живописиПечать
24.03.2010 12:45

Роспись стен в технике фрески – трудоемкий, но в то же время увлекательный процесс. Истинная фреска предполагает роспись чистыми пигментами по сырой штукатурке, по мере отвердения которой на пигменте образуется кристаллический слой, задерживающий его на декорируемой поверхности. Именно этот защитный слой придает фреске матовость и защищает от атмосферного воздействия.

 

ris1

Процесс подготовки – растирания – краски для работы в технике фрески

Все мы помним настенную живопись знаменитой пещеры Ласко во Франции, которая носила культовый и религиозный характер. Сегодня крайне затруднительно точно установить причину, которая побудила древних художников нарисовать эти красивые, зачастую высоко реалистичные изображения животных. Тем не менее, можно утверждать со стопроцентной уверенностью: разрисовывая цветными мелками, углем и окрашенной землей сырую известковую стену, они не догадывались, что создают в этот момент первые фрески, которые позднее будут датированы людьми как самые ранние из известных человечеству. Если верна гипотеза о том, что наскальные изображения служили средством добиться определенного уровня влияния в племени, неким сверхъестественным способом воздействия на земную жизнь, тогда, возможно, рисунки на стенах пещеры Ласко можно считать и первыми дошедшими до нас иконами. Бесспорно одно: этот «музей пещерных изобразительных искусств», возраст которого насчитывает около 30 тысяч лет, без сомнения доказывает, что настенную живопись следует по праву считать проматерью всей современной живописи в целом. Фрески являются неотъемлемой частью как восточного, так и западного искусства уже, как минимум, на протяжении четырех тысяч лет.

Хотя до нас дошло не так уж много образцов настенной живописи, известно, что древние греки достигли в этом виде искусства – и в частности, в технике истинной фрески – небывалого мастерства. Наверное, лучшим свидетельством этому служат остатки минойской цивилизации, сохранившиеся на островах Крит и Фира (Санторини). Легендарный Кносский дворец, реконструированный на Крите, дает сегодня представление о том, каким красочным, непосредственным и выразительным было искусство минойцев. Найденные на Крите артефакты доказывают: фрески не были уделом только привилегированного меньшинства и знати, следы фресок были обнаружены и на обломках стен обычных городских жилых зданий.

Греческие декоративно-художественные приемы прижились и получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Со временем теория и практика настенной живописи эволюционировали: римляне дали названия техникам и пигментам, некоторыми из которых мы пользуемся до сих пор. Например, синопия (от итал. sinopia – темно красный кварц, красная охра) – сегодня так называется вспомогательный рисунок, нанесенный под фреску на первый слой штукатурки красно-коричневым минеральным красителем, который в добывался из глины близ г.Синопа на южном берегу Черного моря.

ris2

Архитектурный вид с театральной маской, фреска со стены кубикула древнеримской виллы в Боскореале, на юге Италии, в двух километрах от Помпей (рядом с современным Неаполем), конец I века н.э., Нью-Йорк, музей «Метрополитен»

В Помпеях и Геркулануме, «случайно» сохраненных для нас слоями вулканического пепла, мы можем увидеть, что фреска в интерьере имела не только декоративное, но и практическое назначение: художественный прием «trompe l’oeil» (в пер. с франц. – обман зрения), суть которого заключается в изображении иллюзорных перспективных видов – уличных пейзажей, активно двигающихся людей, обманных дверей и окон, помогал бороться с клаустрофобией в замкнутом пространстве лишенных окон комнат каменных римских жилищ. И здесь, также как и в доисторические времена, искусство снова выполняет культовую функцию: изображение богов и ритуалов поклонения богам носило не только декоративный, но и дидактический характер. В некоторых домах на стенах были обнаружены несколько слоев гипсовой штукатурки, нанесенные один поверх другого. Это может означать, что фрески периодически менялись, практически также часто, как наши современные обои.

Традиция фресковой живописи Древнего Египта отличалась от греко-римской: в Египте было принято расписывать стены по сухой штукатурке. Этот способ позднее получил название секко, асекко или альсекко (от итал. al secco — по сухому). Краски для росписи растирались на смоле, растительном клее, яйце, казеине (клей, полученный из сухого молока) или смешивались с известью. В отличие от росписи по сырой штукатурке, техника al secco не была столь долговечной. Исключение составляли только краски, замешанные на казеиновом клее. Дошедшие до нас шедевры очень хрупки, некоторые росписи могут быть практически сдуты с поверхности, как пыль, самым легчайшим дуновением ветра или дыханием человека.

Так называемые римские катакомбы, получившие свое название по названию христианского кладбища близ Рима Coemeterium ad catacumbas (лат. coemeterium – покои, греч. katakymbos – углубление), никогда на самом деле не служили в качестве укрытий для преследуемых христиан и не были местом тайных богослужений. На самом деле они были местом погребения христиан. Настенная живопись, обнаруженная в катакомбах, представляет собой простое изложение библейских сюжетов, пафос которых считался соответствующим соседству с мертвыми: воскрешение Лазаря, Иона во чреве рыбы. Христиане не были первыми, кто стал украшать места захоронений; в этом их можно считать продолжателями традиции римлян. Римская живопись дошла в своем развитии до такого уровня искушенности, что вершиной художественного мастерства стали считать простой мазок кисти: умение передать целый сюжет при помощи минимального количества мазков и сегодня признается очень актуальной концепцией в искусстве. Неопытному глазу и художникам-копиистам будущего такое искусство могло показаться топорным и нескладным. Позднее, когда культура ранних цивилизаций была утрачена, новые художники, казалось, приняли эти простые, по-детски наивные изображения за точку отсчета в своем творчестве. Реализм и перспектива ушли из изобразительного искусства.

ris3

Распятие Христа. Фреска монастыря в Студенице, Сербия,1209

Кризис Римской католической церкви и ее последующий раскол помогли сохранить художественные традиции Римской империи и, можно сказать, спасли от забвения технику буон фреско. В отрезанной от развивающегося западного искусства ортодоксальной культуре Восточной Римской империи фрески служили символом приверженности подлинным религиозным догматам, то есть греко-римскому мировоззрению, сочетавшему в себе принципы христианства с традициями языческого эллинизма. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году художники, нанятые церковью, вынуждены были искать себе другую работу. Известно, что авторы убранства церкви Богородицы православного монастыря в Студенице (Сербия), пришли именно из Константинополя. К сожалению, византийские монастыри разделили печальную участь строивших их людей, попав по жернова этого драматического периода мировой истории, поэтому в первозданном виде до наших дней дошла только предположительно пятая часть всех фресок. Огромный объем проделанных реставрационных работ позволил извлечь оригинальные фрески XIII века, скрытые под боле поздним слоем фресковой живописи, датируемой XVI веком. На западной стороне комплекса, была обнаружена колокольня, возведённая в XIII веке. Раньше, внутри её была часовня, но сейчас могут быть видны только остатки фресок, написанных приблизительно на четверть века позже фресок церкви Богородицы. В них уже не чувствуется влияние греческой школы, и это свидетельствует, что к концу XIII века сербское искусство утратило связь с античным миром, и преемственность культур была нарушена. Византийское искусство стало жить собственной жизнью.

На Балканах элементы византийского стиля сохраняются вплоть до XIX века. Однако в России, начиная с XV века, настенная живопись постепенно стилистически сближается с иконописью. Изображение большего количества фигур и аксессуаров, более изысканная манера письма, использование лепнины и внимание к тонким деталям, свойственное миниатюре – все это увеличивало трудоемкость и времязатратность процесса и, в конечном итоге, привело к тому, что от техники buon fresco русским мастерам пришлось перейти к технике secco fresco. В России в качестве связующего для краски использовали яйца, пшеничный крахмал и осетровый (рыбный) клей.

В средние века фрески время от времени писались в технике fresco buono, и это считалось вполне нормальным. Тем не менее, большинство дошедших до нас письменных источников того времени описывают методы росписи стен по сухой штукатурке. Скорее всего, это объясняется тем, что техника росписи по сухой штукатурке тогда считалась новой, неизвестной технологией, и поэтому заслуживала того, чтобы ее в подробностях зафиксировали на бумаге. В средневековье обычной практикой среди художников было пользование своеобразными иконописными справочниками-каталогами (pattern book), поэтому мотивы декоративного убранства многих церквей того периода очень схожи между собой. Темы-шаблоны, предлагаемые такими каталогами, расценивались средневековыми и готическим мастерами как «рыба», а они уж вольны были интерпретировать их по-своему. В конце XVII веке приобретает популярность новая изобретенная в Италии разновидность фрески – казеино-известковая. Роспись выполнялась по двухслойному известковому грунту в тот момент, когда нижний слой грунта (арричиато) уже отвердел, а верхний (интонако) несколько провял, но еще не просох. Связующее красок составлялось из обезжиренного творога или сухого казеина, свежегашеной извести и воды. Суровые, холодные каменные стены замков оживляли не только при помощи хорошо знакомых нам гобеленов, но и посредством красочной настенной живописи с изображением бытовых сцен, цветов и декоративных орнаментов. Даже внешние стены замков декорировались. Знаменитый лондонский Тауэр когда-то снаружи был очень даже ярким.

В период позднего средневековья в северном готическом искусстве стала наблюдаться тенденция перехода к классическому реализму. С XIII века готическая архитектура заменила глухие межкомнатные стены, характерные для романского стиля, на полупрозрачные перегородки с витражными стеклами. Основной движущей силой дальнейшего развития живописи с этого момента стали поиски способов передачи игры света; произведение искусства должно было как бы «светиться изнутри». Эта задача послужила стимулом к изобретению новых художественных техник, таких как глазурирование и масляная живопись, в отличие от которых традиционные фресковые техники, особенно основанные на использовании извести, давали эффект темных, непрозрачных изображений, в которых отсутствовала глубина. Примером проникновения новых веяний в немецкую архитектуру служат выполненные в технике fresco secco фрески церкви Святой Сесилии в Кельне, которые сверху были покрыты слоем глазури.

Итальянское декоративное искусство корнями уходит в Византийскую традицию. Торжественные стилизованные фрески и мозаики, служившие украшением церквей в Италии, сегодня относят к так называемому итало-византийскому стилю. Классическим представителем этого стиля считается флорентийский художник Джованни Чимабуэ (настоящее имя – Ченни ди Пепо, примерно 1240 – 1302). До нас дошли очень немногие из его работ. Его выдающийся ученик Джотто ди Бондоне (примерно 1266–1337) постепенно переходит от итало-византийской манеры письма к более натуралистической живописи.

ris4

Оплакивание Христа. Фреска Джотто ди Бодоне, капелла дель Арена, Падуя, 1307 г

В эпоху Ренессанса расцвели все виды искусства, а техника фресковой живописи была отточена до такой степени, что многие из сохранившихся фресок этого периода и сегодня выглядят не хуже, чем в момент их создания. Художников Возрождения сегодня чтут во всем мире как столпов западного искусства, а их имена ассоциируются с общим прогрессом в развитии художественных школ и прикладных декоративных техник. С Джотто началась гуманизация живописи. Мадонна Джотто, в первую очередь, страдающая от горя женщина-мать, и только потом – Богоматерь. Человеческие фигуры на фресках Джотто написаны грубо и с массой неточностей, как на предметно-изобразительном рисунке. Но реалистичность образов не имеет в искусстве его столетия других аналогов. Мазаччо (1401–28) добился идеального изображения человека: человеческая фигура у Мазаччо гармонична, пропорциональна и убедительна. Линейная перспектива интерьера изображенной на фреске «Святая Троица» капеллы настолько точна, что, измерив пропорции рисунка, можно воссоздать практически аутентичный внутренний вид собора. На первый взгляд может показаться, что росписи монаха-домениканца Фра Анжелико (прибл. 1387–1455) опять возвращают нас назад к ортодоксальной традиции, от которой многие художники к началу XV века уже отказались. Однако это не так: «неподвижность» у Фра Анжелико – это уже вовсе не «оцепенелость»; любовь художника к изображаемому предмету и мастерство в технике позволили ему создать, по истине, совершенные фрески. Очищенные в ходе недавних реставрационных работ фрески выглядят сегодня так же великолепно, как и пять с половиной веков назад. Из всей настенной живописи Возрождения наиболее известна роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Но это не единственная фреска в Сикстинской капелле –.стены капеллы расписывали многие художники. Большую часть покоев Ватиканского дворца расписывал Рафаэль Санти (1483–1520). На сводах Ватиканской галереи (Ватиканские ложи) можно увидеть так называемую «Библию Рафаэля», в состав которой входят 52 фрески. Большинство фресок выполнены на ветхозаветные сюжеты, но удивительно, что некоторых картины носят откровенно языческий характер, напоминая фрески раннего римского периода.

Именно в эпоху Ренессанса фреска начинает утрачивать популярность. Художники XVI века хотели тратить на выполнение заказов меньше времени. Печальное состояние, в котором сегодня находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1452–1519), частично стало результатом его экспериментов с техникой – фреска начала портиться уже в процессе работы. В XVI веке в Италии стены комнат начали украшать масляной живописью на холсте. Упадок фрески объясняется еще и тем, что церковь перестала быть единственным покровителем искусств. Состоятельное третье сословье хотело покупать картины, которые можно было бы перевозить из одного дома в другой. Именно упрочение положения среднего класса и рост его благосостояния создали предпосылки для художественного бума эпохи Ренессанса. Итальянский историк искусства Джорджо Вазари (1511–1574), известный как первый крупный коллекционер произведений искусства, не был ни монархом, ни аристократом, ни прелатом.


 

Краткий словарь терминов:

arriccio: нижний слой штукатурки, наносимый непосредственно на стену, замешивается в пропорции: одна часть гашеной извести и две части песка. В некоторых техниках фресковой живописи использовалось несколько слоев arriccio.

buono: роспись сухими пигментами по сырой известковой штукатурке. По мере отвердения штукатурки на краске образуется кристаллическая пленка, фиксирующая краску на окрашиваемой поверхности.

fresco: (от итал. – «свежий»); роспись сухими пигментами по свежему, еще сырому слою штукатурки, называемому intonaco. Термин также используется для обозначения техники настенной живописи по сухой поверхности, которую более корректно называть secco.

giornata: участок фрески, выполненный в течение одного дня, обычно площадью 3–5 кв. м.

intonaco: последний слой штукатурки, наносимый в день росписи; слой intonaco (толщиной 0,5–1 см) содержит меньше песка, чем нижние слои или arriccio. При создании больших фресок штукатурку на этапе intonaco наносили только на тот участок фрески, который мог быть завершен за один день.

pentimenti: исправления, вносимые в роспись после дня работы.

secco: (от итал. «после высыхания»); роспись сухими пигментами с органическими связующими, такими как яйцо, масла или воск.

sinopia: эскиз-трафарет, наносимый на стену перед росписью. По сухой штукатурке на слое arriccio художники делали набросок sinopia, обычно сначала углем, а затем совместимым с известью пигментом, растворенным в воде. Затем sinopia переводилась на бумагу и служила во время дальнейшей работы в качестве трафарета. Бумажный трафарет sinopia накладывался на свежий слой intonaco, и рисунок переводился на штукатурку одним из двух способов: (1) осторожно прорезался через бумагу на штукатурку, или (2) сухие пигменты темного цвета набивались через перфорацию, сделанную по контуру рисунка, и оставляли на стене отпечаток (припорох).


 

Рекомендуем прочитать:

Создание настенного панно из штукатурки: просто и увлекательно

Рекомендуем посмотреть:

Декоративные фрески. Школа ремонта. Ч.1 (4.18 мин)

Декоративные фрески. Школа ремонта. Ч.2 (1.56 мин)

( 36 Голосов ) 
Обсудить статью на форуме

О проекте / Редакция / Реклама на портале / Карта сайта / Партнеры

© 2017 Decko.ru – декоративная штукатурка стен своими руками, технология и техника нанесения. Отделка стен. Как правильно наносить покрытия и декорировать интерьер в своем доме (фото). Декор своими руками. Мастер-классы, обучение, курсы. Все права защищены.