+7 (495) 722 08 81
Ар-нуво: конец столетияПечать
17.09.2009 15:41

«Конец столетия принес нам рассвет новой эры и новое отношение к жизни. Это был период, когда уходили в прошлое социальные различия, а нравы, обычаи и ожидания граждан сближались… Получив голос и громко заявив о своем присутствии, нарождавшиеся средние классы теперь хотели получать дивиденды от построенной ими экономики. И самым явным признаком этого стала постоянно растущая жажда массово доступных развлечений». Можете вы угадать, какой год имеется в виду? Скажете, что это 1999 – промахнетесь всего лишь на столетие.  На самом деле, это описание 1899 года и, собственно, всего предшествующего XX веку десятилетия.

Период европейской истории с 1890 года до Первой мировой войны часто называют «La Belle Époque», или «Прекрасная эпоха». Это было время, когда социально-технологические изменения практически перевернули повседневную жизнь людей, предыдущее поколение которых еще совсем недавно вело буквально средневековый быт. Прогресс, пружина которого стремительно раскручивалась с 1880-х годов, в последнем десятилетии XIX века принес первые плоды современной индустриализации и изобилия товаров массового потребления.

arnuovo_11Это означало не только то, что значительная масса денег просто распределилась среди множества людей, главное – появилось больше возможностей тратить эти деньги. Больше продуктов питания, больше модной одежды, больше развлечений, больше газет и книг! По мнению историков, это был рассвет эры бытовых инноваций, звуками которой стали стук телеграфного аппарата, трели телефонных звонков и какофония первых сошедших с конвейера пишущих машинок, а ощущениями – жутковатый подъем на первых лифтах, слепящий свет электрических фонарей и незнакомая доселе демократичная мобильность велосипеда.

Приблизительно к 1890 году под влиянием общественно-экономических тенденций в архитектуре, мебельной промышленности, моде, дизайне промышленно-бытовых товаров и в коммерческом искусстве начал складываться новый художественный стиль. Свое название направление получило от одноименного парижского магазина, владельцем которого был Зигфрид Бинг, блестящий предприниматель и менеджер, которого по праву можно называться «отцом-основателем» ар-нуво.

Как хороший менеджер в отношении нового искусства Бинг одновременно выступал и в роли инвестора и в роли коллекционера. Как раз в этот период в отличие от других европейских страна французский дизайн испытывал творческий застой. В Англии на пике популярности было движение «Искусство и ремесла», в Германии – «Югендстиль», в Италии – стиль «Либерти». Даже в Соединенных Штатах существовало много приверженцев новизны. Врожденная интуиция и талант безошибочно угадывать потенциальные вкусы публики помогли Бингу найти средство как вывести французское искусство из кризиса. Будучи поклонником японской эстетики, Бинг верил, что новый тип дизайна может родиться из простого переноса принципов японского искусства на изготовление предметов повседневного обихода. Во Франции тогда в моде была японская культура и японизм. Бинг сыграл на этом увлечении, открыв собственный магазин, или ателье, торговавший мебелью, отделочными материалами и другими предметами утилитарного назначения, созданными в единой эстетике.

Павильон Бинга на Всемирной парижской выставке 1900 года, носивший название «Ар-нуво» (от франц. L'Art Nouveau – новое искусство), стал единственным заметным французским достижением на фоне художественного прогресса, демонстрируемого другими странами. Однако в итоге его магазин начали отождествлять не только с передовым художественным стилем, но и в целом со всем направлением мирового декоративно-прикладного искусства этого периода, ставшим олицетворением «прекрасной эпохи» и ознаменовавшим собой переход человечества из XIX в XX столетие.

Несмотря на то, что на долю ар-нуво досталось вдоволь осуждения, скептицизма и насмешек, как от французских, так и от английских критиков, стиль получил известность и проник в повседневную жизнь. Пышные витиеватые линии, сплетающиеся в экстравагантные формы  – один из характерных признаков архитектуры ар-нуво. В женской моде доминировал силуэт в форме буквы S, воплощавшийся порой в совершенно неестественные, гипертрофированные формы. Как в одежде, так и в архитектуре обильно использовались орнаменты. В качестве примера выдержавших испытание временем образцов орнаментального декора в стиле ар-нуво можно привести экспрессивные, чувственные растительные орнаменты, сохранившиеся на входах некоторых станций парижского метро, автором которых является Гектор Гимар. Здесь можно воочию увидеть волнообразные линии и извивающиеся плети растений, ставшие одним из основных мотивом ар-нуво. Отныне функциональность и красота предметов мыслились неотделимо друг от друга. Основной посыл социального заказа «прекрасной эпохи» формулировался следующим образом: создать приятную и поднимающую настроение среду по цене, приемлемой для широкого сегмента общества, а не только для привилегированного меньшинства. Это созвучно и основным идеям Уильяма Морриса, идеолога английского художественного направления «Искусство и ремесла» (Arts & Crafts).

Стиль ар-нуво, или, как его принято называть в России, модерн, оказал влияние на все прикладные отрасли дизайна. Среди художников и мастеров, имена которых сегодня звучат синонимично названию «модерн», наибольшую известность получили: в Америке – Луис Комфорт Тиффани (оконные витражи, радужное стекло «фавриль»); в Австрии – художник Густав Климт; во Франции – Тулуз-Лотрек (афиши варьете «Мулен-руж» на Монмартре); архитекторы Виктор Орта (Бельгия), Гектор Гимар (Франция), Антонио Гауди (Испания); книжные иллюстраторы Обри Бердслей (Англия) и Альфонс Муха (Чехия).

Типовой европейский интерьер «Прекрасной эпохи», часто сочетавший в себе элементы сразу нескольких популярных в этот период стилей, таких, например, как «Искусство и ремесла» или «Югендстиль», мог включать ковры и настенные гобелены от Уильяма Морриса, витражные окна от Тиффани, мебель в стиле ар-нуво. Фасад жилого дома непременно должен был быть украшен изящной чугунной решеткой с фантастическим растительно-цветочным орнаментом.

В истории русской культуры период, совпавший по времени с европейским модернизмом, получил поэтическое название Серебряный век. Впервые это выражение было использовано в 1928 году русским поэтом и переводчиком Н.А. Оцупом. Широкое употребление выражение «Серебряный век» получило после выхода в свет «Поэмы без героя» Анны Ахматовой.

«Серебряный век в русской культуре – понятие расширительное. Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». И помимо всего прочего, это стиль эпохи, это образ жизни» [см. Серебряный век в русской художественной культуре/ Киселев М., Яковлев Д.].

Среди русских художников Серебряного века можно назвать Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха, Льва Бакста, Константина Сомова, Виктора Борисова-Мусатова.

В архитектуре русского модерна выделились два направления – общеевропейское и национально-русское. К образцам последнего можно отнести церковь в Абрамцеве, построенную неожиданно выступившими в роли архитекторов художниками Васнецовым и Поленовым; Марфо-Мариинскую обитель и Казанский вокзал в Москве (архитектор Щусев), Ярославский вокзал, расположенный напротив Казанского, который был построен по проекту Ф.О. Шехтеля.

kazans

В России модерн совпал со строительным бумом, поэтому за полтора десятилетия ему удалось распространиться по всей России. Образцы архитектуры в стиле модерн можно и сегодня обнаружить в старых русских городах. Их легко можно опознать по закруглённым окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решёткам.

( 13 Голосов ) 
Обсудить статью на форуме

О проекте / Редакция / Реклама на портале / Карта сайта / Партнеры

© 2017 Decko.ru – декоративная штукатурка стен своими руками, технология и техника нанесения. Отделка стен. Как правильно наносить покрытия и декорировать интерьер в своем доме (фото). Декор своими руками. Мастер-классы, обучение, курсы. Все права защищены.